«Умные дороги» разоряют грузоперевозчиков

В Орловской области запустили в действие пилотный проект по созданию «Умных дорог». В перспективе на федеральных трассах установят автоматизированные пункты весогабаритного контроля. Это должно уберечь от разрушения дорог, а заодно пополнить областную казну за счет штрафов. Но не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Грузоперевозчики предупреждают о массовой продаже самосвалов.

В марте в Орле прошла профильная международная конференция, и по её итогам правительство подписало соглашение с госкорпорацией «Ростех» о развитии транспортной инфраструктуры. Госкорпорация обещала внедрить новейшие российские разработки и системы весогабаритного контроля. В итоге это поможет привлечению внебюджетных инвестиций и поступление платежей в областной бюджет. Пункты весогабаритного контроля будут установлены везде, где они необходимы для контроля прохождения грузов. В настоящее время в основном в области работают только передвижные пункты. Так как регион сельскохозяйственный, то дороги страдают от перегруза машин, которые заняты на уборке урожая.В перспективе будет введена полноценная система весового контроля.

Все это замечательно, но сегодня грузоперевозчики, которые проживают в Орловской области, вынуждены заявлять о продаже своих самосвалов. Работать на них стало невыгодно. И, кстати, они не против пунктов весового контроля, а против тех правил, по которым они работают. Требования к предельной массе такие, что в них нельзя уложиться. В итоге эти правила не нарушает только тот, кто едет пустым, а кто везет груз, то должен в любом случае платить за перегруз, и причем большие деньги. Санкции ударили в первую очередь по тем, кто имеет самосвалы. Например, для двухосного самосвала КамАЗ заявленная максимальная масса 18 тонн. А у него только грузоподъемность 20 тонн. Многоосевые грузовики и тягачи с прицепами тоже не в лучшем положении. Предел для трехосного одиночного автомобиля составляет 25 тонн, а он способен перевозить до 40 тонн.

Чтобы заплатить один штраф за перегруз, нужно работать целый месяц. Ясно, что на таких условиях никто работать не будет – лучше совсем не работать, это гораздо выгоднее, чем платить непомерные штрафы. Минимальный штраф для юридических лиц и ИП за такое нарушение составляет 100-150 тысяч рублей, за перегруз в 50 % штраф составляет 400-500 тысяч. При этом при прохождении контроля на автоматическом пункте автоматически выписывается максимальный штраф. А в сутки двухосный самосвал КамАЗ-6520 при наличии круглосуточной работы может принести прибыли до 25 тысяч рублей. Но это не чистая прибыль – из них 15 тысяч нужно вычесть за топливо и оплату водителям. Еще часть средств списывается на амортизацию, которая у самосвалов очень высока, а также на предрейсовые технические и медицинские осмотры. В остатке 5-7 тысяч рублей чистой прибыли.

Естественно, что таким положением дел перевозчики не согласны. Они предлагают ввести градацию и предусмотреть собственные предельные массы для самосвалов либо увеличить предельные массы для всех транспортных средств. И пока не введут новые правила, грузоперевозчики будут уходить из бизнеса, так как для них альтернативы не существует.