Тахограф и Закон

ВНИМАНИЕ!!!
С 1 апреля 2013 года наличие тахографа на автотранспорте в России обязательно!!!

Европейский Союз

В Европе все просто. Для всех коммерческих автомобилей, которые пытаются пересечь границу Евросоюза наличие и использование тахографа обязательно. Автомобили, поставленные на учет в стране приписки после 16 июня 2011 года обязаны быть оснащены цифровым тахографом. У водителя автомобиля, который пересекает границу Евросоюза и оснащенном аналоговым тахографом должны быть при себе «шайбы» за последние 7 суток, а также «шайба» в тахографе. Если же при тех же условиях, автомобиль оборудован цифровым тахографом, то водитель должен иметь электронную карту водителя, установленную в тахограф, с которой один раз в 29 дней должна сниматься информация. С цифрового таографа информация снимается один раз в 90 дней. Вся снимаемая информация с цифровых тахографов должна храница в течении 5 лет в компании, которой принадлежит автомобиль. Все вышеизложеное закреплено законодательно в ниже приведенных документах.

(ЕСТР) Европейское соглашени, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки
5-я поправка к ЕСТР
6-я поправка к ЕСТР

Российская Федерация

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №78 от 14 июня 2012 года, который вносит изменения в другой, не менее важный, Федеральный закон №169 «О безопасности дорожного движения». В частности суть этих документов сводиться к следующему:

Все юридические лица и частные предприниматели, использующие автомобильный транспорт, обязаны с 1 апреля 2013 года установить на них цифровые тахографы (устройства контроля режима труда и отдыха). Установленные до 1 апреля 2013 года аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы, закон демонтировать или менять на цифровые не обязывает. Также, ФЗ-№78 (статья 7) вносит изменения в Административный кодекс, т.е. назначает наказание за:
— отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа на автомобиле или автобусе в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;
— нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.
Так же никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей», где за неисправный тахограф грозит запрет (снятие гос. номера) на эксплуатацию транспортного средства.

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что тахограф в России на колесном транспорте с 1 апреля 2013 года быть обязан.

Теперь разберемся с вопросами: какой тахограф надо ставить с 1 апреля 2013 года, и на какие транспортные средства его необходимо ставить?
Регламентирующими документами по этим вопросам являются два законодательных акта: Постановление правительства РФ № 922 от 3 августа 1996 г и Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 года (также есть Порядок оснащения тахографами, но он ясности не вносит). И здесь начинается некоторое непонимание. Попробуем разобраться.

В Постановлении правительства №922 от 03.08.96 четко регламентируется: ставить тахографы, удовлетворяющие требованиям ЕСТР, т.е. имеющие международный сертификат, на междугородние автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили максимальной массой свыше 15 тонн (практически вся колесная техника импортного производства уже оборудована этими тахографами).

В Приказе Минтранса №36 от 13.02.13 предлагается следующее: устанавливать тахографы со встроенным в него блоком фискальной памяти СКЗИ (сразу оговоримся: таких тахографов на 01 апреля 2013 года в природе не существует, сертификацию по Техническому регламенту они не проходили и одобрение типа не получали), при этом все установленные до 01.04.13г. тахографы подлежат замене после окончания срока калибровки, на транспортные средства категорий N2, N3 (грузовики), M2, M3 (автобусы), исключением является транспорт категорий M2, M3 осуществляющий перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях на РЕГУЛЯРНОЙ основе (здесь установка тахографа не предусматривается), а также все категории транспорта, имеющие лицензию на международные перевозки (здесь опять действуют требования ЕСТР и все понятно). Так же отметим, что этим же приказом обязывается замена блока СКЗИ каждые три года, с последующим его хранением в течение 1 года, что повлечет за собой дополнительные существенные расходы владельцев транспорта.

В связи с тем, что эти документы противоречат друг другу, необходимо понимать, что, не смотря на то, что Приказ №36 более свежий, чем Постановление правительства №922, по своему правовому статусу Постановление правительства находится выше, и приказом Минтранса, не возможно отменить Постановление правительства, поэтому получается коллизия – в сфере регулирования ТРЕБОВАНИЙ к тахографу (не путать с наличием тахографа) действуют два, противоречащие друг другу законодательных акта.

На основании вышеизложенного предлагаем свою версию решения проблемы:
Мы предполагаем, что Приказ № 36 либо будет отменен, либо основательно изменен в ближайшее время. Но до, и после этого момента ШТРАФОВАТЬ за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха БУДУТ (это регламентирует ФЗ №78).
При наличии тахографа — необходимо в ближайшее время починить и откалибровать.
При отсутствии тахографа – в ближайшее время установить тахограф, имеющий МЕЖДУНАРОДНЫЙ сертификат и одобрение типа. На автомобили выпуска или впервые зарегистрированные на территории РФ до 16 июня 2010 года – можно устанавливать аналоговые или цифровые на собственное усмотрение. На автомобили выпущенные или впервые зарегистрированные на территории РФ после 16 июня 2010 года необходимо ставить ТОЛЬКО цифровые тахографы. В случае если Приказ №36 не отменят, то на все автомобили с ранее установленными тахографами (имеющими международный сертификат) можно будет получить международную лицензию (в настоящее время очень упрощен механизм получения лицензии) и в этом случае беспрепятственно продолжать эксплуатацию этих тахографов.
С контрольными устройствами отечественного производства такой номер не пройдет. С выходом Приказ №36 данные устройства (которые еще называют «отечественными тахографами») вообще запрещены к использованию (в них нет СКЗИ по Приказу №36, и нет международного сертификата по Постановлению правительства №922), как без международной лицензии, так и с ней. Также. хотим отметить, что данные устройства не имеют одобрения типа, что также запрещает их использование на транспорте. Поэтому при выборе тахографа следует обращать внимание на возможность их соответствия хотя бы одному из законодательных актов Приказу №36 или Постановлению правительства №922.
Все тахографы, представленные на этом сайте, имеют международный сертификат соответствия и соответствуют требованиям ЕСТР.
Напоминаем, что компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории Российской Федерации является Минтранс России, который в свою очередь, в связи с особенностью законодательной базы, делегировал свои полномочия по этому вопросу ФБУ «Агенство автомобильного транспорта» Росавтотранс.
Также необходимо обратить внимание на ежегодный приказ Минэкономразвития, благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.